Введение
Любите ли вы читать сказки?
Сегодня детей со всех сторон
окружают образы монстров с нечеловечески огромной силой, магов и ведьм. Это герои
современных фильмов и компьютерных игр. Среди них попадаются вполне добрые и
милые, с которыми даже можно дружить, если ты сам обладаешь магическими
знаниями. Но как мало мы знаем о русских
волшебниках, сказочных существах.
В нашей школе давно
работает программа «Истоки», по которой
мы изучаем своё прошлое, свои корни. Русские народные сказки занимают
большую часть нашей истории.
Цель моего
исследования: возращение интереса к
произведениям русской народной литературы через историю возникновения сказочных
героев.
Задачи исследования:
·
Изучить имеющуюся литературу
по заданному вопросу.
·
Провести анкетирование.
·
Собрать материал, который
поможет в изучении устного народного творчества на уроках внеклассного чтения.
Объект, предмет и база
исследования.
Объект исследования: произведения русской народной
литературы.
Предмет исследования: образ Бабы-Яги.
Участник исследования: учащиеся начальной школы
Методы исследования.
Наблюдение, сбор
информации, анкетирование.
Предполагаемый результат
исследования: собран материал, который
может быть использован при проведении классных часов и уроков внеклассного
чтения.
1.
Собственное исследование
1.1.
Анкетирование
Перед началом работы мы раздали анкеты
учащимся нашей школы разных возрастов и классов, от второго до седьмого. В анкете были
следующие вопросы:
1.
Любите ли вы читать?
2.
Какие сказки, где одним из героев
является Баба-Яга, вы знаете?
3.
Как вы думаете, Баба-Яга добрая или
злая?
4.
Знаете ли вы, почему Бабу-Ягу так
назвали?
5.
Каких современных сказочных
(мультипликационных) персонажей вы знаете?
На первый вопрос, любите ли вы
читать, ответы ребят разделились
поровну.
На второй вопрос ребята называли такие сказки:
«Царевна-лягушка», «Баба-Яга», «Иван-царевич» и др. Сказок было названо мало, и
в основном они повторялись.
Все ребята, кроме
одного человека, назвали Бабу-Ягу злой, и никто не знает, откуда взялось такое
имя. На последний же вопрос перечислили много современных сказочных персонажей:
Синбад, Стелла, Флора, Лейла, Муза, Текна, лис Ренар, Бетман, Человек-паук,
Алладин, феи, гномы и тд. – все эти персонажи нерусские. Были названы и герои
русских мультфильмов: Крош, Ёжик, Кар-Крыч, Пин.
К сожалению, мало кто вспомнил героев народных
сказок. А кто вспомнил про Бабу-Ягу, тот не смог ничего рассказать даже о её
имени. С этого и началась наша работа.
1.2. История рождения Бабы-Яги
Баба-Яга
изображается в наших сказках или как злое существо, как людоедка, или как
помощница герою. Она может жить в лесу в избушке на курьей ножке, или в тереме,
огороженном тыном, с воткнутыми на нем человеческими головами. Вместо дверей у
ворот - ноги человеческие, вместо запоров - руки, вместо замков - рот с острыми
зубами: это - женихи, сватавшиеся за дочерей Бабы-яги и ставшие жертвой ее
людоедства. У себя Баба-яга или лежит или прядет шерсть.
Баба-яга – ведьма, она знает прошедшее и будущее. Во многих сказках она дает герою советы и прямо помогает ему. «Баба Яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила…» (6; 34), «Иван-царевич у Бабы Яги переночевал, и наутро она ему указала, где растёт высокий дуб» (6; 35). Баба-яга дает герою клубочек, который может докатиться, если его бросить, до того места, которое герою нужно; иногда, при помощи этого клубочка, можно спастись от преследования врага: если его бросить, он превращается в огромную гору, мешающую врагу догнать героя. Кроме клубка Баба-яга иногда даёт герою полотенце, гребень и щетку. Если по дороге бросить полотенце, то образуется быстрая, глубокая река; гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес, щетка - в огненную реку. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы-яги.
Баба-яга – ведьма, она знает прошедшее и будущее. Во многих сказках она дает герою советы и прямо помогает ему. «Баба Яга его в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила…» (6; 34), «Иван-царевич у Бабы Яги переночевал, и наутро она ему указала, где растёт высокий дуб» (6; 35). Баба-яга дает герою клубочек, который может докатиться, если его бросить, до того места, которое герою нужно; иногда, при помощи этого клубочка, можно спастись от преследования врага: если его бросить, он превращается в огромную гору, мешающую врагу догнать героя. Кроме клубка Баба-яга иногда даёт герою полотенце, гребень и щетку. Если по дороге бросить полотенце, то образуется быстрая, глубокая река; гребень может превратиться в непроходимый дремучий лес, щетка - в огненную реку. Иногда эти предметы служат герою для защиты от самой Бабы-яги.
Какова же история рождения Бабы-Яги?
"…была
она Ясей Звездной, и влюбилась в Дона-батюшку, сына Ра с Коровой Дану. И
охотился Дон на Вепря. И поднял на клыки Дона мощный Вепрь… погиб тогда Дон…
Его кровушка потекла рекой. И тогда вдова Дона-батюшки от печали стала Ягою, и
отправилась в царство Темное, и навеки здесь поселилась…" (6)
Существует и другое мнение: Баба-Яга —
персонаж не исконно русский, а привнесенный в русскую культуру солдатами из
Сибири. Имя Бабы-Яги связано с названием определённого предмета - «яги», это
одежда «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником. Шьётся из тёмных
неплюев, шерстью наружу… Такие же яги собираются из гагарьих шеек, перьями
наружу… Ягушка — такая же яга, но с узким воротником, надеваемая женщинами
в дороге» (1).
Ёще одним из вариантов
происхождения сказочной старухи можно считать и одетые в меховые одежды куклы-иттармы, которые
устанавливаются ещё и в наши дни в культовых избах на опорах.
Энциклопедический словарь
ЯГА, ЯГА-БАБА, ЯГАЯ БАБА, ЯГАБИХА, ЯГАБОВА, ЯГАЯ,
ЯГЙНИШНА, ЯГИХА, ЯГИШНА — баба-яга,
сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.
«На печи, на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит». В русских сказках Яга-баба охраняет вход в иной мир, в царство мертвых, одновременно она мать и «хозяйка» зверей: «...смерть на некоторой стадии мыслится как превращение в животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяин животных охраняет вход в царство мертвых (то есть в царство животных) и дает превращение, а тем самым власть над животными, а в более позднем осмыслении дарит волшебное животное» Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью (2).
«На печи, на девятом кирпичи лежит Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит». В русских сказках Яга-баба охраняет вход в иной мир, в царство мертвых, одновременно она мать и «хозяйка» зверей: «...смерть на некоторой стадии мыслится как превращение в животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяин животных охраняет вход в царство мертвых (то есть в царство животных) и дает превращение, а тем самым власть над животными, а в более позднем осмыслении дарит волшебное животное» Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью (2).
Словарь В.И. Даля
ЯГА или яга-баба, баба-яга, ягая и ягавая или ягишна
и ягинична, род ведьмы, злой дух, под
личиною безобразной старухи. Стоит яга,
во лбу рога (печной столб с воронцами)? Баба-яга,
костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след
заметает. Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже
пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут
ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и
падеж; кто видит ягу, становится нем.
Ягишною зовут злую, бранчивую бабу.
По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик. Яга имеет три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем. (1)
По белорусским поверьям, Яга летает в железной ступе с огненной метлой. Где она несется — бушует ветер, стонет земля, воют звери, прячется скот. Яга — могущественная колдунья. Служат ей, как и ведьмам, черти, вороны, черные коты, змеи, жабы. Она оборачивается змеей, кобылой, деревом, вихрем и т.д.; не может лишь одного — принять сколько-нибудь нормальный человеческий облик. Яга имеет три сына (змеи или великаны) и 3 или 12 дочерей. Возможно, она и есть поминаемая в ругательствах чертова мать или бабушка. Она — домовитая хозяйка, ее атрибуты (ступа, метла, пест) — орудия женского труда. Яге служат три всадника — черный (ночь), белый (день) и красный (солнце), ежедневно проезжающие через ее «проходную». С помощью мертвой головы она повелевает дождем. (1)
Энциклопедический
словарь Брокгауза и Ефрона
«Яга (Яга-баба, ягая баба, ягаби-ха, ягабова, ягая, ягинишна, ягиха, ягишна) — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.
«Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает».
«Баба-яга их напоила, накормила, в баню сводила».
«Яга (Яга-баба, ягая баба, ягаби-ха, ягабова, ягая, ягинишна, ягиха, ягишна) — баба-яга, сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма.
«Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает».
«Баба-яга их напоила, накормила, в баню сводила».
В
основе северного образа Бабы-Яги, колдуньи и повелительницы зверей, обитающей в
лесной чаще и иногда похищающей и пожирающей детей, а иногда помогающей герою
советом и делом, как и в случае с южной Ягой-воительницей, лежали древнейшие
предания, воззрения и обычаи. Образ лесной Яги-колдуньи восходит, по-видимому,
к древнейшим представлениям о Великой Матери мира — хозяйке зверей, прародительнице
всего живого, ведающей судьбами людей и наделяющей шаманов их
сверхъестественной силой. Яга в сказках выступает именно как привратница,
стерегущая границу между миром живых и миром мертвых, и проводница в иной мир;
она испытывает героев, пытающихся проникнуть в мир мертвых, и помогает тем, кто
эти испытания выдержал. Избушка Яги, стоящая на границе двух миров, является
как бы вратами в мертвое царство, загробный мир; даже облик ее в сказках и
поверьях напоминает о смерти: она весьма схожа с домовиной (погребальным
сооружением в виде человеческого жилища) и нередко бывает окружена
человеческими останками (на плетне висят черепа, дверь подпирается ногой и т.д.).
(3)
2.
Где жила Баба-яга?
Не менее удивительны, чем их хозяйка, были и волшебные предметы
Бабы-Яги. Говорят, что она летала по небу в железной ступе, управляя пестиком.
Некоторые говорили, что гром – это, на самом деле, грохот ее ступы и пестика во
время полета. С собой у нее всегда была огромная палица, которая могла обращать
людей в камень. Однако нет никаких сомнений, что величайшим сокровищем была ее
Избушка.
«… стояла избушка яги-бабы;
забор вокруг избы из человеческих костей, на заборе торчат черепа людские с
глазами, вместо запоров – руки, вместо замка - рот с острыми зубами» (5; с.
160)
Избушка Бабы-Яги выглядит как маленькая с соломенной крышей.
На крыше торчит шаткая дымовая труба. Издали избушку можно принять за стоящую
на ходулях. Имеется одна дверь и два окошка. Избушка почти всегда стоит в
глубоких лесах, окруженная частоколом с черепами поверх кольев. Внутри Избушка
Бабы-Яги представляет собой настоящие хоромы, которые гораздо больше, чем кажется
снаружи. Внутри Избушки только ее хозяин может использовать заклинания. Избушка редко стоит спокойно – часто
она кружится и подпрыгивает, подскакивает, приседает, раскачивается из стороны
в сторону, или вертится, оглядываясь по сторонам.
Откуда же взялся образ избушки?
В древности умерших хоронили в
домовинах — домиках, расположенных над землей на очень высоких пнях с
выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины
ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную
от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было
увидеть только их ноги — отсюда и произошло выражение «Баба-Яга костяная
нога». Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не
тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях
все же приходили просить помощи.
Согласно другой версии,
"куриные" ноги - это искажение от "курные",
"окуренные". В северных регионах избы стояли на окуренных (для защиты
от гниения) столбах.
3.
Баба-яга в сказках и не только
Баба-Яга является героиней многих
сказок:
ü «Баба-Яга»;
ü «Гуси-лебеди»;
ü «Царевна-лягушка»;
ü «Василиса Прекрасная»;
ü «Марья Моревна»;
Образ Бабы-Яги широко
использовался авторами современных литературных сказок:
Ø Эдуардом Успенским в повести «Вниз по волшебной
реке»;
Ø В
сериях комиксов «Хэллбой»;
Ø Детство
и юность Бабы-Яги в современной литературе впервые встречаются в повести «Лукоморье»
А. Аливердиева;
В кино и телевидении этот сказочный персонаж также не обойден
вниманием:
ü «Там,
на неведомых дорожках» и «После
дождичка в четверг» роль доброй Бабы-Яги исполнила Татьяна
Пельтцер;
ü В фильме «Огонь,
вода и… медные трубы»;
ü В фильме «Новогодние
приключения Маши и Вити» роль Бабы-Яги;
ü В фильме «Остров
ржавого генерала»;
ü В фильме «Книга мастеров».
В мультфильмах: «Сказка
сказывается», «Ивашка из Дворца пионеров», «Летучий корабль», «Приключения
домовенка», «Сказка для Наташи»,
«Возвращение домовенка», «Баба Яга против!», «Ну, погоди!» (16-й выпуск), «Про
злую мачеху», «А в этой сказке было так...», «Два богатыря», «Фантазеры из
деревни Угоры», «Новые приключения Бабки-Ёжки».
Чаще
других играл роль Бабы-Яги Георгий Милляр, в том числе в фильмах (1903-1993).
В 16 сказках Милляр сыграл
30 ролей,
Он сам разрабатывал костюмы, придумывал походку и мимику героев. И Бабу-Ягу тоже он придумал. «В Ялте я старушку увидел – коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-Яга? – говорил Милляр. – А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорит» (4)
Он сам разрабатывал костюмы, придумывал походку и мимику героев. И Бабу-Ягу тоже он придумал. «В Ялте я старушку увидел – коз пасла на Чайной горке. Старая-престарая гречанка, сгорбленная, нос крючком, недобрый взгляд, в руках короткая палочка. Чем не Баба-Яга? – говорил Милляр. – А еще обильный материал мне дала соседка по коммуналке. Характер у нее был ужасный, склочница, ей надо было обязательно кого-нибудь поссорит» (4)
4. Родина Бабы-Яги
В 180 километрах от Ярославля и в 58
километрах от Пошехонья, на границе Ярославской и Вологодской областей, в
живописном месте на берегу реки Ухтомы расположено небольшое село Кукобой.
В селе Кукобой был открыт Музей Бабы-Яги.
Этому событию предшествовало объявление старинного села родиной сказочной
ведьмы.
"Экспозиция"
разместилась в рубленой избушке, правда пока без курьих ножек: их появление, по
заверениям устроителей музея - дело времени.
Первое упоминание о селе содержится в
купчей 1526 года князя Иван Кемского, приобретшего у Корнильево-Комельского
монастыря село Никольское (Кукобой) с деревнями. Указанные земли являлись
вкладом в монастырь "по душе" князя Семена Андреевича Шелешпальского,
потомка князя Василька Ростовского, который мученически погиб от рук
татаро-монгольских захватчиков в 1238 году.
В последнюю субботу июня в сел Кукобой
двойной праздник: день села и день рождения Баба-Яги, поселившейся в Сосновом
бору, что находится в центре села. Здесь ей местные умельцы построили новую
избушку. Баба-Яга – старушка добрая, справедливая. Конечно, шалунов может
припугнуть и пожурить, но Яга – старушка отходчивая. Долго не сердится. Для
жителей района Баба-Яга – символ домовитости, а вовсе не что-то темное,
языческое. Она – прародительница, хранительница обычаев и традиций рода.
Открылся в Кукобое музей Сказки, где главный
персонаж – всё та же Баба-Яга, но только кукольная. Работает для туристов и
Чайная Бабы-Яги, где угощают знаменитыми кукобойскими пирогами. А у её избушки
гости и туристы вдоволь наиграются в игры с лесной старушкой, уж что-то, а
поиграть-то она любит.
5.
Заключение
В начале нашего исследования мы поставили перед собой цель - собрать такой материал, который будет вызывать интерес к
сказочным героям русской народной
литературы, а именно – Бабы-Яги. В ходе проведённого анкетирования мы выяснили,
что никто из нами опрошенных не знает историю рождения Бабы-Яги и её имени.
Результаты нашего исследования:
1.
Баба-Яга в сказках бывает и
злая, и добрая.
2.
Есть три версии
происхождения Бабы-Яги:
- была она Ясей Звездной (мать земли);
- название определённого
предмета - «яги»: одежда «наподобие халата с откладным, в четверть, воротником,
шерстью наружу»
- одетые в
меховые одежды куклы-иттармы.
3. Домовины — домики, расположенные над землей на
очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные
ноги, люди принимали за жилье Бабы-Яги.
4. В России открыли музей Бабы-Яги в деревне Кукобой.
С помощью найденного нами материала составлена
презентация, которая может использована как на уроках, так и на классных часах.
Наши исследования на этом не заканчиваются. Мы продолжим исследование русских
народных сказок, их героев и волшебные предметы.
Содержание
Стр.
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Собственное исследование:
1.1. Анкетирование………………………………………………………3
1.2. История рождения
Бабы-Яги……………………………………….3-4
1.3. Внешность Бабы-Яги………………………………………………..4-5
2. Где жила Баба-Яга………………………………………………………….….6
3. Баба-Яга в сказках и не только………………………………………………..7
4. Родина Бабы-Яги……………………………………………………….……...8-9
5. Заключение…………………………………………………………….……….10
6. Список
литературы…………………………………………………………….11
6. Литература
1.
Даль В.И.Толковый словарь
живого великорусского языка, Москва: АСТ Астрель, 2007.
2.
Большой энциклопедический
словарь в 2 томах. Под редакцией А. М. Прохорова, Москва: Советская
энциклопедия, 1991.
3.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
Энциклопедический словарь: современная версия, М: Эксмо, 2003.
4.
Википедия
5.
Сказки снова с нами. Русские
народные сказки для детей дошкольного и младшего школьного возраста,
Харьковская книжная фабрика: Глобус, 1993.
6.
Лосев И.Н., Капустин Н.С.,
Кирсанова С.Т., Тахтамышев В.Г. Мифологический словарь, Ростов-на-Дону: Феникс,
1996.
7.
Русские народные сказки,
Москва: Стрекоза-Пресс, 2006.
8.
Любимые сказки девчонкам и
мальчишкам, Москва: ОНИКС 21 век, 2004.
9.
Шведова Н.Ю., Ожегов С.И., Толковый
словарь русского языка, Москва: Азъ, 2003.
10.
http://autotravel.ru/phalbum.php/
Комментариев нет:
Отправить комментарий