I.
Введение
Всё больше становится людей, а
особенно детей и подростков, проводящих
за компьютером по несколько часов ежедневно. Производители игр соревнуются в
реалистичности виртуальных миров, возможностях для развития своего персонажа,
количестве "баллов". Человек тратит реальное время на вымышленную
жизнь, обменивает свое здоровье на увеличение баллов в игре, существующих лишь
в памяти компьютера и воображении.
Компьютерными
играми увлекаются многие из моих друзей, одноклассников. Время, проведённое за
компьютером, может быть больше, чем время, отведённое
на выполнение домашних заданий, а иногда и вместо них. Часто родители разрешают
играть в компьютерные игры, только после того, как сделана домашняя работа.
Таким образом, у меня возник вопрос: «Действительно ли компьютер и компьютерные
игры влияют на выполнение домашнего задания?». Мы решили проверить данное
предположение.
Мои исследования и
наблюдения заключались в определении информированности моих ровесников о компьютерах
и влиянии их на внимание школьников.
Цель: изучение влияния компьютера на внимание младших школьников.
Задачи исследования:
1.
Изучение имеющейся литературы по заданному
вопросу.
2.
Проведение анкетирования с
целью выявления зависимости школьников от компьютера.
3.
Провести диагностику
уровня определения внимания младших школьников.
4.
Распространение памятки с упражнениями
для сохранения здоровья во время работы
за компьютером.
Объект, предмет и база
исследования.
Объект исследования: компьютер, компьютерные игры.
Предмет исследования: внимание школьников.
Участник исследования: учащиеся начальной и средней школ,
родители.
Методы исследования.
Сбор информации, эксперимент, анкетирование.
Предполагаемый результат
исследования: знаем, чем опасен компьютер
для школьника; знакомы с основными правила сбережения здоровья при работе за
компьютером.
II.
Компьютер
опасен для здоровья?
Компьютеры прочно заняли своё место и в доме, и в школе. Они сделались настолько привычными, что люди невольно забывают об опасностях, связанные с ними. Как и любое достижение прогресса, будь то автомобиль, самолёт, телевизор, компьютер является источником негативных воздействий на человека, приносит вред его здоровью при неправильном применении, может вызвать различные заболевания. Чем же опасен компьютер?
v Токсичность
Существует
мнение, что компьютер может быть "ядовит". С некоторой натяжкой можно
считать токсичными вещества, которые некоторое время выделяются из пластиковых
деталей компьютера. Тот самый характерный "запах нового компьютера".
Практика показывает, что целый день, проведённый в душном помещении, где стоят
новые корпуса компьютера, может оказать заметное отравляющее воздействие. Этот
запах вредный, но важно помнить, что он исчезает за несколько дней, в крайнем
случае, недель.
v Шум
Утомление
от шума компьютера - это факт. Но ещё
неизвестно, что больше влияет на утомляемость: вентилятор или акустика комнаты.
v Радиация
Источником
вредного излучения является монитор, но при работе за любым из современных
мониторов пользователь поглощает значительно меньше излучения, чем при прогулке
по солнечной улице.
v Мерцание изображения
Экран
монитора мигает некоторое количество раз ежесекундно. Однако реальный вред от
мерцания не изучался и не изучается до
сих пор.
v Чёткость изображения
Если
изображение нечёткое, то к нему нужно приглядываться - это один из способов
испортить глаза.
Вывод: таким образом, смертельной опасности компьютер не несёт для человека, но может
вызвать у него проблемы со здоровьем:
- ухудшение зрения;
- проблемы опорно-двигательного аппарата;
- болезни нервной системы.
III.
Компьютер и внимание
Влияние компьютера на человека в большинстве случаев
рассматривают только с точки зрения вреда на его здоровье. Влиянию компьютера,
компьютерных игр на внимание школьников посвящено мало статей и
исследований. Из малочисленных
публикаций мы узнали, что мнение ученых, педагогов и врачей разделились. Половина
специалистов считают, что компьютер «способствует повышению интереса к учёбе,
её эффективности и развивает ребёнка всесторонне» (6). Другие же наоборот –
предостерегают от частого времяпровождения перед компьютером. «Дело в том, что
недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное
- ухудшает. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать
время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого
вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с
другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за
компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть
телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей, время
занятий должно быть определено родителями сразу». (6).
Внимание – это способность человека сосредотачивать сознание
на каких-либо предметах или явлениях. «Выделяют несколько свойств внимания:
устойчивость, концентрация, объем, переключаемость, распределяемость и
избирательность» (5; стр. 5). Внимание человеку необходимо не только во время
обучения в школе, но и на протяжении всей жизни. «Обратной стороной высокой степени внимания является рассеянность». (5; стр. 6) Никому не
хочется быть рассеянным, особенно в учебе.
Мы решили проверить, кто из ученых прав: те, кто считает, что
компьютер «улучшает концентрацию внимания» (6), или же наоборот – ухудшает.
IV.
Собственное исследование
4.1.
Анкетирование
В ходе нашего исследования мы провели анкетирования. Анкетирование
дает возможность любому человеку свободно выразить свое мнение, даже если оно
не совпадает с мнением большинства, поэтому для проведения собственного
исследования нами была разработана анкета (Приложение 1).
В анкетировании приняли участие 22 учащихся нашей школы.
Среди опрошенных 13 девочек и 9 мальчиков
в возрасте от 8 до 12 лет.
После обработки анкет выяснилось, что любят играть в
компьютерные игры - 90% опрошенных.
Также мы выяснили, что время, которое проводят за игрой в компьютере, в среднем составляют от 2 до 4-х часов в день.
Такой ответ дали 64% опрошенных.
На вопрос: «Вредно ли это для вашего здоровья?», - 85% опрошенных
ответили, что «вредно», 7% - «нет», а 7%
- «не знаю».
На вопрос: «Мешает ли увлечение компьютерными играми вашей
учебе?», - 78% ответили - «да», 14% - «нет», 7% - «не знаю».
На вопрос: «Чем бы вы занимались, если бы у вас не было
компьютерных игр?», -28,5%, ответили
«спортом», 28,5% - «уроками», 43% - «гуляли».
Вывод: учащиеся
много времени проводят за компьютером. Когда появляется свободное время,
большая часть из них не знает, чем себя занять.
4.2.
Эксперимент
Для
проведения эксперимент мы взяли диагностику уровня определения произвольного
внимания младших школьников.
Порядок
проведения эксперимента:
1.
Исследователю показывают карточки (Приложение
3). На каждой карточке нарисованы точки.
Он должен запомнить их расположение.
2.
Карточки показываются последовательно,
по одной, каждая – в течение 1 секунды.
3.
После того, как все 8 карточек будут показаны испытуемому, этот процесс
необходимо повторить.
4.
После этого перед испытуемым
раскладываются бланки – 8 чистых карточек (43 точки), на которых он должен
отметить расположение точек.
5.
На заполнение всех бланков ответов
дается не более 20 секунд.
Эксперимент проводился
в течение трёх дней.
В первый день мне разрешили играть за компьютером
столько, сколько я захочу. Результаты эксперимента первого дня: 25
точек из 43.
Во второй день время,
проведенное за компьютером, было не больше 15 минут. Результаты эксперимента
второго дня: 37 точек из 43.
В третий день
эксперимента мне опять разрешили играть столько, сколько я захочу. Результаты
эксперимента первого дня: 22 точек из 43.
Вывод:
компьютерные игры действительно сделали меня менее внимательным. Значит, выполняя
домашнее задание, после игры в
компьютер, я могу допустить ошибок
больше, если бы я не сидел за компьютером.
V. Заключение
Немецкие
ученые установили, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и
дома, тем хуже их результаты в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой
библиотеки благотворно влияет на успехи в школе. Эти выводы ученые сделали
после обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32-х европейских странах (7). Дома
компьютеры часто отвлекают детей от школьных заданий. И в школах, щедро
оборудованных компьютерами, ученики показывают худшие результаты, поскольку
компьютеры заменяют другие, более эффективные формы обучения.
В начале
работы мы поставили вопрос: «Действительно ли компьютер и компьютерные игры
влияют на выполнение домашнего задания?». Мы провели исследование литературы,
анкетирование и эксперимент и пришли к следующим выводам:
1.
В научной литературе и
исследованиях больше рассматривают вред компьютера на здоровье человека только с
точки зрения медицины.
2.
Дети и подростки много времени проводят за компьютером.
Когда появляется свободное время, большая часть из них не знает, чем себя
занять.
3.
Компьютерные игры действительно сделали
меня менее внимательным. Значит, и при выполнении домашнего задания я могу быть
невнимательным.
С помощью дополнительной литературы и Интернета
мы определили несколько правил и разработали памятку для учащихся и их
родителей, которыми нужно пользоваться, чтобы сохранять здоровье при работе за
компьютером:
1.
В комнате, предназначенной для работы за
компьютером, должно быть как естественное, так и искусственное освещение. Окна
желательно закрывать шторами либо жалюзи.
2.
Стены и потолки следует окрашивать
матовой краской (блестящие и тем более зеркальные поверхности утомляют глаза и
отвлекают от работы).
3.
В помещениях, где находится компьютер,
ежедневно должна проводиться влажная уборка.
4.
Правильная осанка максимально разгружает
мышцы и позволяет работать дольше, меньше уставая.
5.
Когда вы смотрите вниз на монитор,
голова не должна наклоняться вперёд.
6.
Соблюдать расстояние от глаз до экрана
(50-70 см).
7.
Делать перерывы в работе и гимнастику
для глаз через каждые 15-25 минут работы перед монитором.
8.
После занятий умыться прохладной
водой.
VII. Список литературы
1.
Большой энциклопедический
словарь в 2 томах. Под редакцией А. М. Прохорова, Москва: Советская энциклопедия,
1991.
2.
Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А.
Энциклопедический словарь: современная версия, М: Эксмо, 2003.
3.
Википедия.
4.
Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый
словарь русского языка, Москва: Азъ, 2003.
5.
Черемошкина Л.А..Развитие
внимания. Популярное пособие для родителей и педагогов, Ярославль: Академия
развития, 1997.
7.
http://www.cactus-net.ru/forum/
Приложение 1
Фамилия,
имя _________________________________
Класс ______________
Анкета
1.
Любите ли вы играть в компьютер?
_______________________________________________________________________________
2.
Сколько времени вы проводите за
компьютерными играми?
_______________________________________________________________________________
3.
Как вы думаете, это вредно для вашего здоровья?
_______________________________________________________________________________
4.
Как вы думаете, компьютерные игры мешают вашей учебе?
_______________________________________________________________________________
5.
Чем бы вы занимались, если бы у вас не
было компьютерных игр?
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Приложение 2
Санитарные
нормы продолжительности работы за компьютером дома
Средняя продолжительность (в часах) работы с компьютером в неделю примерно равна классу, в котором учиться школьник. Для первоклассников - это один час, разбитый на 2-3 сеанса по 20-30 мин. Для учащихся пятого класса - пять кратких разминок с аркадными играми по 15-20 мин и один-два продолжительных сеанса в выходные дни со стратегическими или адвентюрными играми. Структура времени использования компьютеров старшеклассниками несколько иная. Они нередко работают с компьютером до 10-12 часов в неделю, но, кроме игровых, у них появляются практические задачи, такие, как изучение мультимедийных энциклопедий, сбор информации в Интернете, работы по обслуживанию компьютера, а в некоторых случаях и программирование.
Санитарные
нормы продолжительности работы за компьютером дома
По установленным санитарным нормам длительность работы с видеотерминалами не должна превышать:
Ø для учащихся 1 классов -10 мин;
Ø для учащихся 2-5 классов-15 мин;
Ø для учащихся 6-7 классов-20 мин;
Ø для учащихся 8-9 классов-25 мин;
Ø для учащихся 10-11 классов - при двух уроках подряд на первом из них 30 мин, на втором - 20 мин, после чего сделать перерыв не менее 10 мин.
Приложение 3
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Содержание Стр.
1.Введение…………………………………………………………………………..2
2. Компьютер опасен для здоровья………………………………………………..3
3. Компьютер и внимание………………………………………………………….4
4. Собственное исследование:
4.1.
Анкетирование;………………………………………………………..5
4.2. Эксперимент…………………………………………………………5-6
5. Заключение………………………………………………………………………7
6. Список литературы……………………………………………………………...8
Приложение 1………………………………………………………………………9
Приложение 2……………………………………………………………………..10
Приложение 3……………………………………………………………………..11
Комментариев нет:
Отправить комментарий